Опыт кооперативного движения в России и в Скандинавии
Под этим названием мы с некоторыми сокращениями публикуем один из откликов, пришедших в газету "Завтра" (полный вариант можно прочитать по ссылке
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/531/61.html ), который показывает удивительные возможности кооперации.
No: 04(531)
Date: 21-01-2004
Author: Григорий Леонтьев, Челябинск
Title: ПУТEМ ЗЕРНА
"Выписываем "Завтра" коллективно. Читаем по очереди. Спасибо. Прочитал "Его величество Мужик" в номере 37-м и не мог уснуть всю ночь. Намеревался написать только отклик, но получилась статья"...
Из письма Г.Леонтьева в редакцию
Деревня сейчас едва дышит. Кризис, на мой взгляд, затягивается, в том числе и от того, что современные крестьяне недостаточно просвещены в истории земледелия России за последние сто и менее лет. С этой целью хочу напомнить о крестьянской кооперации в дореволюционной России. Что она из себя представляла?
Старая Барда (Алтай, 1898)
Откроем «Всеобщий Русский Календарь 1918 г».
«А для тех, кто не верит в быстрое возрождение деревни, достаточно вспомнить о сибирской деревне Старой Барде, Бийского уезда Томской губернии. Больше 20 лет тому назад устроили там жители маслодельную артель, через два года выросла артельная лавка, а потом явился и целый ряд кооперативных начинаний: ссудно-сберегательное товарищество, маслобойный завод, наконец артельная мельница, а при ней электростанция для освещения мельницы, а заодно и деревни. И вот 28 декабря 1912 года двести пятьдесят изб деревни осветились электричеством, причем за освещение брали три рубля в год. Потом провели в избы и телефон, устроили примерный опытный скотный двор, опытные посевы кормовой свеклы и кормовых трав. А скоро заговорили о постройке в селе народного дома, о собственном кинематографе. И жители со всей округи стали приезжать в Старую Барду поучиться, как дельные люди сумели сами себе построить новую свободную и разумную
жизнь. Пусть же тот почин и та кипучая работа, которые преобразили жизнь далекой сибирской деревни, вспыхнут ярким пламенем и по лицу всей деревенской Руси».
Кооператив ВАЛИО (Финляндия, 1905)
Картина жизни в деревне настолько волшебна, что современный читатель может и не поверить. Чтобы где-то на Алтае под Бийском засветилась в избе электрическая лампочка в 1912 году!.. Да было ли такое? Да, было! Рекомендую также на рекламируемом по ТВ «Кремлевском масле» прочесть меленьким шрифтом надпись: «Изготовлено на заводах ВАЛИО». Что обозначает такая аббревиатура? Это название финского кооператива. 80 % молочной продукции, которую потребляют финны, произведены в этом кооперативе. Его год рождения — 1905. Как и в Старой Барде, то была крестьянская артель, постепенно превратившаяся в современную организацию, имеющую сейчас 121 молочный завод. Хозяева этих предприятий — сами же фермеры. Все важные вопросы они решают на проводимых съездах. Руководит ВАЛИО административный совет из 27 человек — они тоже фермеры. И такой совет обеспечивает руководство производством и переработкой 90 процентов удоя всех финских коров (это 40 % от общей прибыли сельского хозяйства страны). Всего в ВАЛИО трудятся 160 тыс. человек (от фермера до водителя молоковоза).
Прибыль с проданной молочной продукции распределяется примерно по таким долям: фермер — 65 %, молокозавод — 13 %, магазин — 14 %, фабрика тары — 8 %. Кооператив ВАЛИО выпускает 70 тыс. тонн масла ежегодно, более двадцати сортов сыра, двадцать различных видов йогуртов с ягодными и фруктовыми наполнителями, два завода специализируются исключительно на производстве детского питания (знаменитые «Тутелли» и сухие смеси). Подобный кооператив объединяет и производителей мясной продукции. Если на производство молока и мяса существуют определенные квоты, то производство зерна стимулируется закупочными ценами. Зерно можно выращивать в неограниченном количестве, и за каждый проданный через кооператив килограмм зерна начисляется премиальная надбавка к установленной цене.
Союз сибирских маслодельных артелей (Курган, 1907)
Мне могут возразить читатели: «Так это у финнов, а у нас не получится», и в том-то и парадокс, что финский кооператив ВАЛИО - современная копия кооперативного Союза сибирских маслодельных артелей, который был организован в зауральском Кургане 10 ноября 1907 года, инициатором его создания стал А.Н.Балакшин, получивший диплом Берлинского технологического института на деньги, заработанные его дедом и отцом (выходцами из крестьянского рода) производством крахмальной патоки.
Александр Николаевич показал себя талантливейшим организатором кооперативного движения в среде сибирских крестьян. Из текста всеобщего Русского Календаря об алтайской деревне Старой Барде можно уяснить, что и до 1907 года уже были крестьянские артели и маслодельные заводики. Масло сбивали вручную в кадушечках-маслобойках. Приезжали перекупщики, называли свои цены и по дешевке скупали продукцию. Ну, точь-в-точь как в наше
время! И вот объявляется Александр Николаевич, образованнейший человек своего времени, русский патриот до мозга костей и начинает издавать для крестьян «Народную газету», печатать листовки и отправлять во все уезды Томской губернии. Еще он печатал множество инструкций, пособий, календарей, наставлений, всевозможных плакатов, брошюр. И все это в помощь крестьянину, чтобы научить его «разумной жизни» и получить достойную плату за свой труд. Вот текст одной из первой организационной листовки.
«Если у вас маслодельная артель или кооперативная лавка, непременно вступайте в Союз, иначе вас забьют и закабалят частные торговцы и скупщики масла. Действуя в одиночку, вы насидитесь без товара, и масло ваше пойдет по дешевым ценам. Когда ваша артель или лавка войдут в надежный Союз, дела ваши пойдут намного лучше и вам нечего заботиться ни о сбыте масла, ни о покупке товара: Союз делает это лучше, чем одна ваша артель».
На первом собрании представителей артелей 10 ноября 1907 года двенадцать из них решили объединиться. И уже на следующий год Союз повел свои дела с иностранными фирмами. А некоторое время спустя дирекция Союза по предложению А.Н.Балакшина приняла решение выступить на заграничных рынках самостоятельно, для чего в Берлине, Лондоне, Виндаве, Гамбурге, Нью-Йорке и еще в других городах были открыты свои конторы. Союз сибирских кооператоров торговал не только маслом, но и свининой, яйцами, сыром, пшеницей. В 1913 году Союз объединял 560 маслодельных и 500 потребительских артелей, в которых было задействовано 150 тысяч крестьянских дворов. В их числе и дворы Старой Барды.
«... Другое крупное движение в России — это кооперация, - сообщал в одном из писем ученый и революционер Петр Кропоткин, живший тогда в Лондоне. — Я получаю из Кургана Томской губернии газету Союза маслодельных артелей. Это — нечто поразительное. Они уже говорят: «На что земство? Мы можем его заменить!» Склады машин, образцовые фермы, школы, библиотеки — все это заводят».
Сибирское масло было настолько высокого качества, что зимние сорта получали оценку как летние. Покупательский спрос был огромнейшим. В 1913 году в России золота было добыто на 28 млн. рублей, а экспорт сливочного масла дал 71,5 млн. рублей.
В трехтомнике «Взгляд на мировую историю», написанном Д. Неру в 1930-1933 годах в тюрьме, есть строки о кооперативном движении, как об одном из препятствий алчному до наживы капитализму. Кооперативная экономика, по мнению автора, и есть форма демократии, где не только взаимное сотрудничество, но и справедливое распределение прибыли. Что мы и видим на примере организации труда сибирских крестьян в кооперативном Союзе маслодельных артелей. Свою разумную и благополучную жизнь жители деревни Старая Барда построили на принципах подлинной демократии. Ее составляющие: свобода, коллективность, местная инициатива, самоуправление.
Союз шведских фермеров
Наши российские СМИ неистово рекламируют всякую мелочь из набора «либеральных ценностей западной демократии», но такого, чтобы показать, как работает и живет народ в одной из благополучнейших стран мира - Швеции, такого еще не было. ТВ показало Швецию только в связи с убийством ее министра иностранных дел и итогов проведенного референдума, на котором шведы высказались против вступления своей страны в ЕС. Не пожелали шведы делиться своим имеющимся у них богатством, нажитым исключительно своим трудом, а не награбленным в других странах.
Русские патриоты - борцы за свободу России от экспансии мирового глобализма — должны знать, что пример феноменальных успехов сибирской крестьянской кооперации помог сельскому хозяйству Швеции стать одним из самых высокопроизводительных в странах «семерки». Если в деревне Старая Барда на Алтае землепользование было общинным, то и в Швеции хозяином земли является коммуна, что в переводе означает община, а как административная единица это наш сельсовет. Если отец-фермер умирает, а у сына-наследника нет аграрного образования, то коммуна выплачивает сыну компенсацию, а землю с фермой продает по конкурсу тому, кто докажет свое профессиональное преимущество перед другими претендентами. Фактически покупается право на аренду у хозяина земли — коммуны.
Таких фермеров-профессионалов в Швеции около ста тысяч. Каждый из них может прокормить своим трудом 130-140 человек. 80 процентов фермеров объединены в кооперативный «союз шведских фермеров». Это организация, которая имеет свой банк, свои научно-исследовательские коллективы, свои технические базы. Ее непосредственная задача - помогать фермерам в приобретении необходимой техники, обеспечивать агрономической и ветеринарной консультацией и, самое главное, берет на себя реализацию получаемой продукции.
Службы Союза принимают продукцию от фермеров, обеспечивают ее переработку и доставку потребителям. Всего в цепочке «ферма — магазин» заняты примерно полмиллиона человек. Чтобы наш читатель имел более полное представление о слагаемых высоких трудовых успехов фермеров Швеции, где среднегодовой удой от одной коровы по стране составляет 7,5 тыс. литров, а фермерский дом ничуть не уступает по комфорту городскому жилью, да и размер пенсии также не отличается от размера пенсии горожанина, необходимо пояснить, что будущего фермера готовят в сельскохозяйственной трехгодичной школе. Чтобы поступить в такую школу, надо иметь практический стаж работы в сельском хозяйстве не менее 18 месяцев, всего таких школ в стране — 12, ежегодно в каждой обучается порядка ста человек. Обучение — на средства государства и с выплатой стипендии.
Остается сказать и об остальных 20 процентах шведских фермеров. Они тоже состоят членами кооперативов, но поменьше гиганта-Союза. Как правило, фермер является членом 3-4 кооперативов, специализирующихся на исполнении определенных функций. Например, фермеру надо пойти в отпуск. Он дает заявку в соответствующий кооператив, откуда ему пришлют замену с абсолютной гарантией надежности трудиться не хуже заменяемого.